Mountaineering

35 years, Ukraine

5 years ago

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

Горный гид Mountainplanet.com Виктория Витова за 14 дней прошла в одиночку 155,4 км вокруг Аннапурны с рюкзаком тяжелее 20-ти кг. Есть девушки в горных селеньях!

Читайте подробный рассказ о том, как это было: дождь, сыпуха, собака и "внутренняя лошадь".

Старт

В 5.20 был ливень и старт. У меня что-то дофига еды (6 кг). Рюкзак на старте весил 23,5 кг. Но из него я заберу палки, теплые вещи, со временем съем еду и к перевалу мы с ним станем стройными-стройными. Всем привет из маршрутки на Покхару!

Доброе утро! Сегодня стартую из Гандрука куда-то в сторону Копра Данды. Впереди 13 км пути, набор высоты 800, сброс примерно 900. Но для этого нужно оторваться от прекрасных видов и начать собираться. Хорошо в горах, пока сидишь на подоконнике и задумчиво смотришь вдаль. Но пора идти!

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

День 1. Ну ёптыыыыыыть

1. 25 кг рюкзак (водички подкупила).

2. 13 км дистанции.

3. 1500 метров набор высоты.

4. Шла 9.45 с обедом и отдыхами.

5. Дождь.

6. Ливень.

7. Небо решило, что мне мало, и добило градом.

8. Пиявкам идея понравилась — устроили мне терапию.

9. В гесте обнаружила, что забыла налобный фонарик в Гандруке.

10. Перестал работать тройник-удлинитель.

11. Ночью мышь забралась в рюкзак и погрызла мои сухофрукты. Громко, с чавканьем. Хоть бы поспать дала, зараза!

Красоты невероятные. Шикарные рододендроновые леса, потрясающие виды и почти нет людей.

День 2. Шило в заднице

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

Потратила полтора часа на то, чтобы подумать и прогуляться в сторону Hidden Lake. Вовремя одумалась, что раз набор 1000 м, то "быстренько" не получится. Вернулась на "основную" тропу. В кавычках потому, что я на ней лицом паутину снимала — такая она хоженая. Зато прогулялась по опавшим листьям, попрыгала на камушках, переходя ручьи, надышалась рододендроновыми лесами. И не успела.

Три часа под проливным дождем и градом были мне укором за медлительность. Взобралась на 3660 м: смотровая точка, но ничего не видно. Сушусь, потираю синяки после града. Радуюсь, что рюкзак прикрывал большую часть меня. Надеюсь, утром будут виды, хоть посмотреть, куда меня занесло.

Доброе утро! У меня оно с вау-эффектом! Виды дух перехватили! В тапочках бегала вокруг, пытаясь не упустить ни одного мгновения. Доброе утро! Сегодня двигаюсь в Татопани, всего 5-6 часов ходу.

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

День 3. Горячий

Сильно много чего горячего сегодня было. От потрясающих теплых людей и горячих источников до теплового удара.

Утро началось с фантастического вида. Потом в гесте мне долго объясняли, куда ходить, куда не ходить, и как попасть на нужную тропу. Вышла около 8-ми утра, что на час позже запланированного. Сбросила за сегодня 2500 метров, с 3660 дошла до 1190. К стандартному набору болящих мест добавились ноющие мышцы-балансиры.

Где-то на высоте 2500 стало жарко, а моя одежда рассчитана больше на прохладу. Плюс рюкзак и усталость от спуска. На 1500 пришлось лечь на каменную лавочку в тени. Закрыла глаза и немного помедитировала. Перепад температуры, перепад давления и общая усталость взяли свое и я начала ошибаться на тропе, что добавило паники. Медитацией я ее разогнала, успокоила ум, собрала силы. И дошла! Правда, до реки и мостика, а дальше меня подобрал автобус и провез оставшиеся 1,5 км пыльной дороги.

За это время прошла удивительную непальскую деревушку. Чистую, очень уютную. Каждый встречный радовался мне, как ребенок. Не зная английского, дедулечки вовсю узнавали у меня, откуда и куда я иду, показывали дорогу, расспрашивали как дела и радовались, радовались, радовались. Все дворики открытые, доступные прохожему, заборов нет вообще. Вся жизнь на виду и такие теплые люди.

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

А доехав до Татопани, радовалась я, потому что меня здесь ждали потрясающие Маша и Юра. Ребята отвели меня в дальние горячие источники, и мы проторчали там несколько часов. Горячая, целебная, гималайская минеральная вода восстановила мои силы и дала расслабление уставшим мышцам. Мы ее еще немного набрали в бутылки и пьем весь вечер. А местные барышни берут пластиковые мешки, укутываются в них возле самой горячей трубы и устраивают себе такую импровизированную баню.

Правда горячий день по всем параметрам?

День 4. Чуйка

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

Я уже 45 минут сидела у поворота на мост к Гхасе. Мне туда было не надо, это нарушало мой график и планы. Гхаса, в принципе, никогда мне не нравилась. Но незадолго до моста что-то нежно и мягко внутри отзвучало: "Милая, тебе туда".

И я уже 45 минут спорила с внутренним голосом. Голос один раз сказал, и больше никак себя не проявлял, но я продолжала что-то доказывать. Включила в этот бедлам мужа, он коварно стал на сторону интуиции. Мол, думать и говорить я могу что угодно, но чуйка ни разу еще не подводила. Вздохнув с сожалением, я сфотографировала тропу, от которой на сегодня пришлось отказаться и пошла в нелюбимую Гхасу.

Где узнала, что на этой тропе в прошлом году случился обвал, и никто ее не ремонтировал. Я бы потратила время на дорогу туда и оказалась бы поздно вечером в тупике, на узкой опасной дорожке. Назад пришлось бы идти в темноте и сильно измотанной.

Вывод: слушайте себя, любите и цените себя. Иногда каприз и нарушение плана могут сильно спасти ситуацию.

Итого за сегодня: 16 км и 1200 метров набора высоты. Шла 8 часов с обедом и большим количеством остановок — с открытым ртом восхищалась пейзажами вокруг. Счастлива, что решила пройти пешком этот участок в правильную сторону. Иду как в сказке. Или, точнее, как в книжке "Аннапурна" (про первую экспедицию, взошедшую на восьмитысячник). Ведь они шли именно этой дорогой и этими тропами!

День 5. Навыки автостопа

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

День так давно начался, что я с трудом вспоминаю события утра.

Мне нужно было проехать 5 км, что образовались лишними в планах после вчера. Если кратко, то давно я так сладко не спала в пустом непальском автобусе, застрявшем в пробке. Ремонт дороги — и ни пройти, ни проехать. Планы на день за два часа пробки полностью рухнули. Зато выспалась.

После было озеро Тити. Уютное, милое, с уточками и рыбками. Устроили с Федькой там фотосессию. Особенно понравились двигавшиеся на нас грозовые облака. Я снова пустила в ход погодное пугало. Работает! Дождик лишь чуточку поморосил.

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

Из-за потери времени решила дойти до Лармджунга и оттуда доехать до Марфы. Эта часть тропы мне знакома, а время хотелось наверстать. Ага... Для начала оказалось, что после гроз река разбухла. И смыла все мостики на этом участке. Много мне пришлось попрыгать, пока я нашла уцелевший... Дошла до села и стала ждать транспорт. Уже в темноте меня подобрали какие-то индусы на джипе, сжалились. За что им огромное спасибо! Добралась-таки я до Марфы.

За сегодня прошла 15 км и набор всего 300 метров.

P. S.: Утром была вынуждена выложить 850 гр сыра. Он испортился.

День 6. Перезагрузка

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

Утром в Марфе организм сказал "всё" и выключился. Можно было заставить, поднять, применить силу воли, но я не стала. Вспомнился "Скотный двор" и тягловая Лошадь, на которой всё держится…

А потом полдня эта "Лошадь" испытывала мучительное чувство стыда.

За что? Почему? Перед кем? Как так, что в собственном путешествии, в полном одиночестве, мне стыдно за то, что я позволила себе отдых и отошла от графика? Много вопросов к себе было, много проживаний. Где же в нас сидит этот страх "не работать"? Откуда он берется?

Расслабившись и проявив максимум внимания к себе, я пошла гулять. Самое яркое — запахи. Трав, цветов, деревьев. Яблони уже завязали плоды. В огородах колосится пшеница, растет картошка, капуста и бамбук. Разнообразные ароматные травы.

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

От садов свернула к монастырю, немного посидела внутри, слушая внутреннее умиротворение, довольную и удивленную внутреннюю "Лошадь". Замедляться, дышать, жить этим моментом на горном маршруте ей пока ново.

Выйдя из монастыря, пошла бродить улочками и внезапно обнаружила себя высоко над селом. Потрясающий вид, уютная долина. Просмотрела тропу на завтра и вернулась в лодж ужинать.

Завтра продолжаю свое путешествие с новыми силами.

День 7. Кукур'л

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

Что в переводе значит "собака".

1. Для бешеной собаки 5 км не крюк! Не могла же я у местных выяснить, что сразу возле Марфы мост есть... Нет, я по карте пошла: 2,5 км до моста и еще столько же обратно по той стороне реки. Это чтобы обнаружить, что там сразу мост был...

2. Со мной случился питомец. Это сейчас я уже понимаю, что это собака, скорее всего, хозяина геста в Марфе. Псина явно молодая, месяцев шесть. Он принял меня за свою и допутешествовал до Лупры, где просто вырубился от усталости. Я его не кормила, не играла, с собой не звала, гоняла, пробовала гнать палками. Не вышло. Я даже на джипе от него уезжала, но, когда увидела, как он мечется за машинами по руслу реки в поисках меня — сдалась, психанула, остановила водителя и забрала собаку.

Попробую в Муктинатхе связаться с гестом и вернуть беглеца. А пока он спит у меня в комнате, жмется к ногам, кладет голову на колени и своей привязанностью доводит до слез. Похудеют мои запасы продуктов завтра чуть больше нормы...

Пока шли, видели красивое озеро Дхумба, издали посмотрела на Месоканто, немного показалась Нилгири.

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

В Лупре очень уютно. Крошечная деревенька, запрятанная в ущелье. Немного огородиков, у всех телята, много коз. Но все равно непонятно, как люди здесь выживают.

P. S.: За сегодня прошла 17 км и около 400 метров набор.

День 8. Затишье

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

Внутри и снаружи тишина. Почти гармония, но нет. Просто тихо.

Сегодня прошла 9 км, 800 метров набор высоты. От Лупры до Муктинатха за 4.15.

Собак пока со мной, и пока не известно, что с ним делать. Звонили в гест в Марфе — псина не их и не соседей. Надеюсь, завтрашний день прояснит ситуацию.

А пока — тишина... Немного дождика, много облаков, уютный и любимый гестхауз Maytreya Deve. Непревзойденные и незабываемые блинчики Ниры. Тихий вечер.

Затишье перед бурей?

День 9. Предвкушение

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

Сразу про блохастика — он решил остаться в новом гесте Майтреи. Просто не пошел за мной дальше, и все. А мне уже для него два кг вареного риса Нира дала... Но это хорошо, что он остался. Опасно ему было идти со мной дальше. Надеюсь, ребята там смогут о нем позаботиться, хоть он и уличный пес.

За утро выспалась и отдохнула, помогла подготовить гест к закрытию на лето. Нира угостила меня манной кашкой с изюмом — хотелось рыдать от счастья. Забыла уже на этих "бомжпакетах" и жареном рисе, что бывает так вкусно и не тяжело на желудок.

Потом перекинулась на 4200. Здесь был открыт только один гест, и то меня не хотели пускать. В результате договорились, что хозяйка меня накормит и пойдет вниз, а я ночью буду уходить — закрою гест и спрячу ключик под камушек. Вот и сижу сейчас одна не только в гесте, но и во всем поселке.

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

Зато уже под самим перевалом. На завтра 10 км пути и 1280 метров набора. Выход в 4 утра. Вся в напряжении, я к этому отрезку пути шла почти десять дней и два месяца планирования. Дальше 5 дней нагрузки, самых трудных и интересных.

Внутри чувствую себя пружиной на взводе. Всего прошла за сегодня 5 км и набрала 500 метров.

День 10. Торонг Ла

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

UPD: для тех, кто не следил ранее — перевал Торонг высотой 5416 м брала от Муктинатха в сторону Мананга. Обычно делают наоборот.

Будильник на 2 ночи. Проснулась, пошла за водой на улицу — там дождь. Значит, выше 4500 — снег. Занервничала. К 4 утра распогодилось, и я выдохнула. А зряяяя...

Выходила в темноте, фонарика ж нету... Страшно. Включила музыку, стала подсвечивать себе телефоном. Смешно, но заблудилась всего один раз.

Где-то около 8 утра погода начала портиться. И испортилась. Ветер, снег, туча. Видимость есть, но немного. Спасибо, с ног не сбивало.

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

До перевала дошла за 5.35. Там капец и никого. Ветер, снег, непогода по полной. За всю дорогу встретила максимум человек 10.

Офигев от всего этого, свалилась в Як Кхарку, откуда вам и пишу.

Итого за день 18 км, 1380 общего набора и 1380 общего спуска с другой стороны. Рюкзак похудел до 22 кг, когда я выложила из него вареный рис.

*В этой публикации многое вырезано цензурой*

День 11. Слабость

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

От Як Кхарки до Тиличо базового шла 7,5 часов, хотя норма 5-6. Сил нет совсем. После вчера организм на любую нагрузку реагирует отказом. Так и шла — по несколько метров, потом подышать и отдохнуть, следующие несколько метров. Ноги как-то немного расходились, а вот спина капризничает вовсю.

Зато после ночной грозы с утра было чистое небо. Аннапурны, Гангапурна, Чулу, Канг радовали меня сегодня. Хоть на горы посмотрела! Шла по тропе и ощущала уют и родные места. Уж и не знаю, в который раз я топала по этому участку... Родной он мне давно.

Так как сейчас не сезон, то начались работы по укреплению тропы на Тиличо. Сыпуху раскапывают, ставят блоки камней, тропу расширяют. Приятно видеть, что об этом заботятся.

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

Итого сегодня: 16 км и 500 метров набора.

День 12. Тиличо через плечо

Должна была выйти в 4 утра, для этого встать в 2 часа ночи. Но вместо этого со мной случилась истерика. Тело в дрожь, психика в раздрай, ум в афиге от таких приколов. Разрешила сама себе использовать еще один запасной день; выспаться и выдохнуть, только чтобы прекратить эту истерию.

В 6.20 проснулась и произошел примерно такой внутренний диалог:

- Выспалась? Смотри какое утро замечательное!

- Выспалась. Стыдно. Такой день зря пропадает...

- И? (затаив дыхание)

- Что "И"? Собираемся, мы еще успеем до северной оконечности Тиличо!

- Время?! Ветер? Снег? Плохая погода?!

- Похрен, пляшем! Фигли там, дойду! Собираемся!

Набор до озера сделала за 4 часа, и даже обогнала какого-то китайца. Наверху меня ненадолго накрыла снежная туча, но отступила, уверившись в моей решимости. Дальше погода была отличная.

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

Это особенно пригодилось, пока я прыгала по камушкам, брала вброд речушку, карабкалась по склонам и искала тропу там, где она точно должна быть. Так потихоньку взяла перевал Восточный высотой 5380 метров. Спустилась по речке вниз и чудом нашла уютненькую стоянку (навык следопыта прокачала до 80 лвл). Пришла пора ночи в палатке. Хоть не зря ее таскала!

Итого примерно 12 км и 1260 метров набора. Ночевка на плато на высоте 5200.

День 13. Месоканто

Трек. Рюкзак. Девушка. Или "Тиличо через плечо"

Ночью был снегопад, хотя сильно он пейзаж не изменил. Проснулась в три часа ночи, но вышла только в 6.30. Очень поздно, но пыталась хоть немного отогреть палатку, чтобы нести поменьше льда.

Весь путь можно охарактеризовать двумя словами: "Писец сыпуха!". Под любым углом, любой кондиции, на любой высоте. Едет, съезжает, прочно не станешь, а идти по ней километры и на большой высоте. Кайф!

Сам перевал Месоканто высотой 5245 метров оказался с "приколом". Сначала доходишь до него, залезаешь, фотографируешься, радуешься. А потом оказывается, что это была демоверсия, и до оригинального Месоканто еще 450 метров…

Погода с ночи была нестабильна, и утром чистого неба мне тоже не досталось. Было немного обидно, так как очень хотела посмотреть виды. Да и видимость сильно страдала из-за облачности на перевале. Но это же помогло мне на спуске — я просто не видела, как далеко "дно" и потихоньку ползла вниз.

Про спуск стоит сказать отдельно — пипец! Отвесная сыпуха. Еще и с приличным таким снежником. И сверху камни летят. Но общее впечатление от Месоканто положительное. Если забыть про страх, то ничего сложного он собой не представляет, зато требует аккумулировать весь опыт и силы.

После перевала был длинный переход к Джомсому. Удобная тропа, радовали виды. Но горячий душ служил главной мотивацией к движению. А завтра выезжаю в Катманду!

Итого за день 20 км (3 км — перевал) и 2545 метров спуска. И это был третий пятитысячный перевал за 4 дня под рюкзаком в 20 кг. Нет ничего невозможного!

День 14. Дорога в Катманду. Итоги

В циферках:

От Катманду до Катманду соло-выход длился 16 дней. Из них 12 чисто ходовых (дорога и день отдыха не учитываются).

Всего примерно прошагала 155,4 км, поднялась на 10,9 км, и спустилась на 8,9 км своими ногами. Прошла 3 пятитысячных пеших перевала. Провела одну ночь в палатке на плато 5200 м.

Вес рюкзака колебался от 25 до 22 кг. С собой несла все необходимое для автономки + завтраки и обеды. В гестах только ужинала. Медведь Федя весь трек провел, прикрепленный к внешней стороне рюкзака.

От Катманду до Катманду потратила примерно 165$. Без учета проживания в Катманду, газа (была заначка) и международных перелетов. Но это с продуктами, тимсом и пермитом, всеми переездами, жильем и дополнительными тратами.

Закрыла давние мечты:

1. Пройти вокруг Аннапурны по часовой стрелке.

2. Погулять в горах в муссон.

3. Пройти Торонг Ла от Муктинатха в сторону Мананга.

4. Заночевать возле Тиличо.

5. Пройти перевал Месоканто.

6. Пройти маршрут Копры Данды.

7. Заночевать в Гандруке.

8. Соединить ножками трек к АВС и вокруг Аннапурны.

9. Побывать в "других" горячих источниках в Татопани.

10. Погулять в горах так и там, где хочется только мне.

А сейчас еду в Катманду, должна прибыть завтра утром.

Профиль и туры Виктории Витовой на Mountainplanet.com смотрите по ссылке

10 Things No One Tells You About Hiking in Nepal
2 Like Viktoriia Vitova
How to create guided tour
1 Like Viktoriia Vitova
How to fill up your profile